Немного в тему того, гулял ли по ростовским лесам Люцифер собственной персоной. Так сказать, теоретическая база.
Модестов в своей книге цитирует учёного Евгения Самовичева, который имел отношение к делу Джумагалиева. "Попытка охватить в целом всю совокупность его (дела Чикатило) обстоятельств невольно приводит к легендам о людях, обладающих способностью превращаться в диких хищных животных (оборотнях), проявляющих в таком состоянии исключительную свирепость и кровожадность. Многовековой опыт столкновений людей с этим феноменом даже оформился в представления об очень редкой наследственной болезни - ликантропии...". Короче говоря, Самовичев выдвигает версию, согласно которой легендами об оборотнях мы обязаны серийным убийцам.
Тут невольно вспоминается Зверь из Жеводана (Франция, действовал с 1765 по 1767): до сих спорят, кем он там был, но очень часто обращаются к мысли о человеке-убийце (даже называют конкретные имена). Тамошние крестьяне были уверены, что это оборотень или сам дьявол во плоти. Жеводанский Зверь нападал на детей (мальчиков и девочек) и молодых женщин, пасших скот. Цитирую Википедию: "Тактика Зверя была нетипична для хищника: он в первую очередь метил в голову, раздирая лицо, и не пытался, подобно обычным хищникам, перегрызть горло или конечности. Обычно он сбивал жертву наземь стремительным броском, но позже освоил и иную тактику — приблизившись в горизонтальном положении, поднимался перед жертвой на дыбы и наносил удары передними лапами. Своих жертв он часто оставлял обезглавленными."
Далее о демонах.
Собственно, одержимость бесами, как её описывали в Средние века и особенно в Новое время, напоминала истерию, эпилепсию и раздвоение личности. Надо заметить, что "эпидемии одержимости", прокатившиеся в XVI-XVII веках, проходили в одно время с охотами на ведьм и были другой гранью одного и того же массового безумия. Итак, признаками одержимости бесами являются агрессивность, ругательства и проклятия в адрес христианской церкви, святых и т. п. (в ту эпоху надо было быть психом, чтобы ругать христианскую церковь
, а если серьёзно, то воспитание было религиозное, и нормальный человек не решился бы на такое), судороги, эпилептические припадки, странное поведение, галлюцинации и другие признаки психической болезни, далее, одержимые говорят от лица тех, кем они одержимы, они испытывают беспокойство при чтении кем-то молитв, совершении религиозных обрядов (вплоть до судорог и диких воплей, - может быть, видели "отчитки", снятые на камеру?), непереносимость воды, особенно святой (кстати, говорят, Мао Дзэдун принципиально не мылся, как Бастинда), обнаружение способностей к левитации, телекинезу, телепортации и т. п., появление возможности разговаривать на неизвестных человеку языках и изменение тембра голоса (обычно голос становится хриплым и низким, жутко звучащим и неестественным), феноменальная физическая сила.
И, что интересно, навязчивые мысли о самоубийстве/убийстве, а также отсутствие чувства стыда.
Иезуитский профессор доктор Малахия Мартин выделяет следующие стадии одержимости:
- момент проникновения злого духа;
- стадия ошибочных суждений жертвы о жизни, совершение безнравственного выбора;
- добровольная передача жертвой контроля над собой злому духу;
- полная и окончательная одержимость.
Мартин подчеркивает, что одержимость не может произойти без согласия со стороны жертвы, хотя бы даже подсознательного.
В эпоху охоты на ведьм предпочитали думать, что дьявол подстерегает, как рыкающий лев, - буквально: может с яблоком проскочить, или с другой пищей, может с каким-нибудь предметом, который жертва возьмёт, или перескочить от злонамеренного лица (колдуна).
Жиль де Рэ, известный в нарде как Синяя Борода, заявлял, - но не факт, что делал, ибо неизвестно, был ли он убийцей или против него состряпали дело, - заявлял, что, когда он вызывал дьявола, то ему явились Вельзевул и Велиал. Вельзевул, "Повелитель мух" - достаточно известен и сейчас, хотя Велиал тоже высокое адское начальство: «Ради разврата порожден ты, Велиал — ангел вражды. Ты и обитель твоя — тьма, а цели твои — сеять вокруг себя зло и боль» («Война сыновей света с сыновьями тьмы»). "...казалось, что рожден он был благородным и для славных дел, но всё было обманом и неправдой, хотя язык его обещал манну небесную и мог придать благовидность любому злодеянию, чтобы смутить и поразить любой разумный совет: так как помыслы его были низки, соблазнял он трудолюбивых, но робких к добрым делам и нерадивых до благородных поступков» (Мильтон, "Потерянный рай", поэтический перевод я искать не стала).
Оборотничество и колдовство (а колдуны, как известно, продают свои души дьяволу) всегда соединялись в фольклоре, да и, позднее, судьями и учёными эпохи охоты на ведьм. Вот пример, взятый из книги М.Орлова "История сношений человека с дьяволом":
"В Доле, в местном парламенте, судили некоего Гарнье (сообщает тот же Боден). Он в образе волка напал на двенадцатилетнюю девочку, умертвил ее, загрыз зубами, съел у ней бедро и руку и часть ее мяса принес своей жене. Еще до того он, в том же волчьем образе, напал на другую девочку, но тогда ее от него отбили подоспевшие люди; он сам в этом признался. После того он еще убил и съел третьего ребенка, а попался уже на четвертом. Его судили и сожгли."
Пример, надо сказать, очень показательный не только в смысле "колдовского вредительства"
Ну и,наконец, по поводу экзорцизма. Обряд изгнания демонов официально признан только католической церковью (не считая всяких сект типа пядидесятников, где одержимость может быть и благой, дар говорить на неизвестных языках - от Бога, а не от дьявола). Впрочем, в православной церкви практика "отчиток" тоже существует, хотя сама РПЦ, кажется, не знает, что о ней думать. Я была удивлена, узнав, что понятие "одержимые джиннами" существует и исламе, и изгоняют их схожим образом. Кстати, как изгоняют: читают молитвы, кропят святой водой, задают бесу вопросы и требуют, чтобы он оставил свою жертву.
Экзорцизмы действительно оказывают на многих одержимых целебное воздействие. Это объясняют эффектом плацебо и самовнушением. Были случаи летальных исходов: причём не только гибели одержимой или одержимого (известный пример: история Аннелизы Михель, по мотивам которой сняли фильм "Шесть демонов Эмили Роуз"), но и гибели неумелого экзорциста (кажется, в Индии (но точно не скажу) был такой случай, когда молодой священник решил "отчитать" бесноватую, и закончилось дело тем, что его нашли разорванным едва ли не в клочки).
Автор "Молота ведьм" объяснял возможность существования проделок ведьм и одержимости так называемым "Божьим попущением". Есть и другое объяснение - на "свято место", оставшееся пустым (где нет веры, нет добра и любви), приходят всякие инфернальные сущности. "Се, оставляется вам дом ваш пуст".
А теперь вопрос: насколько это всё похоже на наших фигурантов? Идея насчёт одержимости маньяков демонами приходила людям на ум и раньше - но просто ли от того, что это не укладывается в голове, потому что надо придумать броский заголовок (вроде "Наследник сатаны"), или потому что в этом есть какая-то доля истины (или даже вся истина)?