О некоторых особенностях личности серийного сексуального убийцы, проявляющего особую жестокость по отношению к своим жертвам

«Действия человека определяются предшествующими
причинами, но он может с помощью усилий
освободиться от этих причин через их осознание».
Э.Фромм.

 

Злодеяния серийных убийц давно перестали нас удивлять. Мы уже спокойно относимся к новостям средств массовой информации о появлении новых маньяков, и, ужасаемся лишь тогда, когда слышим, что на счету того или иного серийного убийцы десятки погубленных жизней, изуродованных до неузнаваемости детей, женщин, стариков.

Самые чудовищные и шокирующие преступления против личности, в первую очередь отличающиеся высшей степенью общественной опасности – это серийные убийства, совершенные на сексуальной почве с особой жестокостью.

Серийный убийца Сливко А. уводил в лесополосу мальчиков, накрывал их голову целлофановым пакетом, подвешивал за шею, засекал время и снимал на кинокамеру моменты судорог повешенного. Он вырезал половые органы и расчленял тела детей, продолжая снимать на кинокамеру. Садистским образом Сливко А. умертвил 17 детей, и, неоднократно просматривая пленки, получал «безумное сексуальное удовлетворение».

«При совершении убийств Чикатило А. действовал с чрезвычайной жестокостью и беспощадностью, фактически растерзывал детей и девушек, откусывал и отрезал языки и соски, втыкал и крутил нож в теле жертвы, вырывал части кишечника и яичники» [1]. «Ерзая» по агонизирующей от мучений жертве, Чикатило А. наслаждался сексуальным удовольствием.

Сколько их, таких серийных убийц? Некоторые осуждены, а сколько еще орудуют – никому неизвестно. Печально и страшно думать об этом, учитывая и то, что официальная статистика не отражает объективный количественный показатель данной преступности, поскольку «результаты» этих страшных преступлений убийцы стараются всячески скрыть (закапывают, сжигают, топят трупы), а правоохранительные органы годами ведут поиски серийных преступников.

Как же происходит формирование личности серийного убийцы? Какие факторы влияют на его поведение? Что происходит в сознании серийного убийцы? На эти и другие вопросы отвечают специалисты разных областей, в том числе психологи, психиатры, криминологи и криминалисты.

Первое исследование серийных, сексуальных преступников стартовало в 1984 году в Национальном Центре анализа насильственных преступлений (NCAVC) ФБР /Hazelwood R. еt al., 1987/. Авторы описали их через демографические, эволюционные и личностные характеристики. Оказалось, что многие из преступников до того производили впечатление нормальных людей, происходили из средних или благоприятных семей, а, став взрослыми, внешне выглядели умными, работящими, жившими в согласии с семьей. Однако, уже в том, первом исследовании авторы усмотрели «патологию» этих лиц в истории их развития, закрытые отношения с родителями, трудности подросткового периода, сексуальное насилие в отношении ряда из них в детстве или в подростковом возрасте [2].

Ученые-исследователи указывают, что серийные сексуальные убийцы имеют ряд сходных черт и особенностей. Таковыми являются внутренняя напряженность, импульсивность, злопамятность, чрезмерная ранимость и внушаемость, бесчувственность к страданиям других людей, конфликтность с окружающей средой, повышенная чувствительность в межличностных отношениях, затруднения в общении, тревожность, двойственность личности (серийные убийцы в то же время характеризуются положительно, как дружелюбные, добропорядочные, спокойные).

По данным О.В. Плотниковой, у лиц, совершивших серийные убийства на сексуальной почве, с раннего возраста отмечалась жестокость по отношению к более слабым, детям и животным [3]. Среди отличительных факторов, встречающихся у сексуальных убийц, чем у других сексуальных преступников, Старович З. выделяет агрессивное итеросексуальное поведение и садизм [4].

По мнению Антоняна Ю.М., жестокость в структуре преступного поведения убийцы выступает именно в качестве средства его самоутверждения. «Терзая, пытая, унижая другого, — подчеркивает Антонян Ю.М., — принося ему неимоверные страдания, без остатка порабощая его, преступник ощущает всю полноту и значимость своей личности, подтверждает свое место в жизни… Уничтожая другого, пытаясь буквальным образом втоптать его в землю или сжечь, преступник стремится компенсировать все те страдания, а подчас и унижения, которым ему, по его субъективным ощущениям, пришлось подвергаться ранее» [5].

Известно, что лишь малая часть сексуальных насильников и убийц признаются невменяемыми. Поскольку невменяемые убийцы не способны объективно осознавать действительное и руководить своими действиями ввиду хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики, им уделяться внимание не будет.

Наибольший интерес представляют серийные сексуальные убийцы, которые фактически осознают характер и общественную опасность своих действий, которые осознанно идут на преступление. Следует заметить, что у большинства из них обнаруживаются психические расстройства (в рамках вменяемости), такие как психопатия, шизофрения, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания центральной нервной системы или их последствия, эпилепсия.

Бухановская О.А. выявила, что психические расстройства у лиц с серийным агрессивным сексуальным опасным поведением относятся к непсихотическому уровню и включают в себя парафилии и алкоголизм. Парафилии представлены садизмом, педофилией, эксгибиционизмом, геронтофилией, множественными расстройствами сексуального предпочтения, «стержневым» проявлением которых являются садистские тенденции. Основной мотив насилия у этих лиц направлен не столько на удовлетворение сексуального влечения, сколько на реализацию потребности в господстве над жертвой и причинения ей моральных, физических страданий. Кроме того, Бухановская О.А. указывает, что алкоголизм лиц, совершающих серийные агрессивные сексуальные опасные действия, характеризуется ранним началом (подростковый) и быстрым возникновением измененных форм опьянения, проявляющихся в импульсивноподобной актуализации и реализации сексуального влечения. Основным мотивом убийства в данной группе является устранение свидетеля [6].

Действительно, алкоголизм, как один из факторов, подталкивающих на совершение преступление, имеет тенденцию ослаблять внутренние запреты. Пример тому, серийный убийца Цюман Ю., который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, насиловал в извращенной форме женщин, после чего убивал. Цюман Ю. связывал жертвам руки за спину, в рот «запихивал» различные предметы, душил девушек их вещами. В ходе рассмотрения уголовного дела, Цюман Ю. пояснял суду, что у него была «жесткая» необходимость в убийствах, дабы скрыть изнасилования. Здесь следует добавить, что в соответствии с судебно-психологической экспертизой, Цюман Ю. воспитывался в трудовой семье, в жестких материальных условиях, в постоянном страхе наказания, с детства испытывал трудности при знакомстве, близких товарищей не имел, был отчужденным и замкнутым, рано стал злоупотреблять спиртными напитками [7].

Головкин С. в период с 1984 по 1992 годов на территории Московской области на почве удовлетворения своих половых влечений совершил убийства 11 мальчиков в возрасте от 10 до 15 лет. В процессе убийств Головкин С. совершал с жертвами гомосексуальные акты и развратные действия, похищал находившиеся у них деньги и другие предметы [8]. Он глумился над телами детей, снимал скальпы, выкалывал глаза, отсекал части тела и оставлял их себе на память. Согласно заключению психолого-сексолого-психиатрической экспертизы, Головкин С. психическим заболеванием не страдает, обнаруживает признаки шизоидной психопатии на органически неполноценной почве с проявлением садистического сексуального влечения [9].

Изучив личность Головкина С., Антонян Ю.М. подчеркнул, что Головкин С. всегда избегал общения с женщинами и в межполовых отношениях был «полным банкротом». Этот холодный, бесчувственный человек так и остался девственником. Физические страдания и мучения детей доставляли садисту огромное наслаждение, ибо он полностью господствовал над ними. Предварительное обдумывание деталей пыток приносило ему «радость, уважение к себе», утверждение в собственных глазах. Убийства приносили Головкину С. двойное удовлетворение, во-первых, сексуальное, которое он получал при виде мучений потерпевших, их расчленении и созерцании отрезанных частей тел, во вторых, психологическое, поскольку, насилуя, медленно убивая, заставлял страдать свои жертвы, тем самым, мстя своим смертельным врагам — не мальчишкам и подросткам которые раньше обижали его, а мальчишкам вообще, что свидетельствует о построении некоего обобщенного образа страшно им ненавидимого. Значит, он не умел дифференцировать людей, и уже это одно значительно снижало в его глазах ценность конкретной человеческой жизни, способствовало её насильственному лишению. Месть и самоутверждение главный мотив его сверхжестоких преступлений, — считает Антонян Ю.М. [10]

Ревяко Т.И. и Трус Н.В. полагают, что психопатия и последствия черепно-мозговых травм способны сформировать ощущение своей сексуальной неполноценности, ущемленности, недостаточности. Психические аномалии оказывают значительное влияние на сексуальное общение, сексуальные отношения и поведение человека, его полоролевые позиции. Под психическими аномалиями, вызвавшими возникновение ненормального сексуального поведения, понимаются такие нарушения психической деятельности, которые, не лишая человека вменяемости, находятся на грани между психическим здоровьем и болезнью. Не случайно их часто называют пограничными состояниями [11].

Американские специалисты пришли к выводу, что наиважнейшим фактором формирования серийного насильника или убийцы являются фантазии. У убийц на сексуальной почве несколько стадий перехода фантазий к действительности и большинство из них являются садистами, — считают Дж. Дуглас и М. Олшейкер. Часто этот процесс подогревается порнографией, нездоровыми опытами над животными и жестокостью по отношению к младшим. Многие убийцы возвращаются на места преступления, «символически приобщаются к праху», будоражат себя изображениями, снова и снова подхлестывая фантазию. По этой же причине они забирают себе «атрибуты» своих жертв, чтобы вспоминать, фантазировать и заниматься онанизмом [12].

Бухановский А.О. указывает, что «история болезни» серийных убийц развивается по почти одинаковой схеме, а агрессивное поведение складывается поэтапно. На нормальных здоровых людей сцены садизма не производят провоцирующего действия. Но, по мнению Бухановского А.О., есть группа «высокого риска», к которой относятся подростки и взрослые, люди с аномальным дезорганизованным характером, у которых затруднена общая и межполовая коммуникации, мужчины с заниженной самооценкой и комплексной неполноценностью. Именно у лиц высокого риска возникает склонность к жестокому поведению. Чтобы садизм прочно вошел в жизнь ребенка, необходима острая реакция с эмоциональным или сексуальным возбуждением, которая запечатлевается в его мозгу на всю жизнь, — считает профессор Бухановский. «Отпечатывание в нездоровом мозгу» называется импринтингом.

Ситуация возникновения импринтинга была, например, у Сливко А., — отмечает Бухановский А.О. В 18-летнем возрасте он стал свидетелем ДТП, машина сбила мальчика. Ребенок был одет в пионерскую форму (белая рубашка, красный галстук, черные брюки и отполированные до блеска черные ботинки). От увиденного Сливко А. находился в ужасе, который сопровождался мощным сексуальным возбуждением, эрекцией, семяизвержением.

Параллельно импринтингу происходит оскудение интересов, — полагает Бухановский А.О., серийные убийцы теряют интерес к учебе, работе, все больше и больше замыкаются в себе. Именно на этом этапе формируется агрессивное поведение. После импринтинга начинаются воспоминания запечатленной в мозгу сцены, затем фантазии, которые обдумываются годами. Между началом их написания и первым конкретным убийством зачастую проходят годы, а порой и десятилетия. Вид, запах крови, даже своей собственной, начинают интенсивно возбуждать, эротизировать. Затем в фантазиях объектом насилия становится человек [13].

Ткаченко А.А. и Введенский Г.Е. определяют три группы типологий серийных сексуальных убийств:

— по мотивам;
— по рисунку деликта;
— по корреляции различных факторов.

Ситковская О.Д. и Конышева Л.П. выделяют группы лиц, совершающих серийные сексуальные убийства: «ситуативные преступники», «сексуальные маньяки» и так называемые «силовики».

Антонян Ю.М., Шостакович Б.В., Верещагин В.А. обращают внимание на следующие виды убийств:

1. убийства, совершенные с целью получения сексуального удовлетворения во время его совершения;
2. убийства с целью подавления сопротивления жертвы перед или во время изнасилования;
3. убийства с целью соития с трупом;
4. убийства с целью сокрытия следов преступления;
5. убийства, совершенные в ответ на действия, расцениваемые как унижение [14].
Одна из самых распространенных на сегодняшний день остается типология, предложенная специалистами научного Бихевиористического подразделения ФБР, согласно которой серийные убийцы подразделяются на организованных и дезорганизованных.

Организованный тип преступника планирует убийства, использует наборы «инструментов», заранее знакомится с жертвами, пытается войти в доверие, прячет тела жертв, может проявлять заинтересованность в преступлении и «помогать» следствию.

Дезорганизованные типы обычно убивают вследствие сильного мгновенного побуждения с чрезмерной жестокостью и насилием, заранее не готовятся к преступлению, с жертвой не контактируют. При этом, Ткаченко А.А. и Введенский Г.Е. отмечают, что сексуальное убийство может быть отнесено к континууму между «организованным» и «дезорганизованным».

Обобщение литературных данных по указанной проблематике позволяет определить факторы, повышающие риск формирования преступника-садиста. Во-первых, индивидуально-личностные факторы (чрезмерная чувствительность к обидам, тревожность, враждебность по отношению к окружающим и неспособность воспринимать чужую боль; плохой сексуальный опыт или его отсутствие; наличие определенных психических заболеваний, а также парафилий; неконтролируемые извращенные фантазии, сопровождающиеся мастурбацией; «импринтинг »; раннее злоупотребление алкоголем). Во-вторых, неблагоприятные факторы микросреды (насилие, жестокость, запреты и сильный патриархальный устой в семье, недостаточность родительского воспитания, отсутствие моральной поддержки со стороны близких; физическое и эмоциональное надругательство (унижение) со стороны сверстников и т.д.). В третьих, неблагоприятные факторы общества (нравственная распущенность; бедность и алкоголизм; игнорирование социально одобряемых норм и правил; несоблюдение законов; пропаганда СМИ насилия, разврата и бескультурия; «свобода доступа для пользователей интернета к опасным для психики сайтам»; рост психических заболеваний среди детей; «всплеск» терроризма и «обесценивание» человеческой жизни и т.п.). При этом, указанные выше факторы не только могут усилить агрессивность человека, но отдельно взятые из них, либо группы факторов могут предопределить особую жестокость в действиях индивида и привести к разрушению личности.

В заключении следует отметить, что личность серийного сексуального убийцы формируется на протяжении всей его жизни, с учетом психологических (патопсихологических, психофизиологических), характерологических, сексологических и иных индивидуальных особенностей вкупе с различными внешними факторами. Серийные преступники, совершающие убийства на сексуальной почве с особой жестокостью, находятся в зависимости от самих себя, от своего поведения и живут в своих «собственных реалиях», противоречащих социально одобряемым ценностям, морали и нравственности. Их фантазии, желания не имеют границ, и, кажется, овладевая сознанием, превращают человеческую сущность даже не в «звериную», поскольку и звери на это не способны, а в «нелюдей». При всем при этом, большинство из них рационально мыслят и прекрасно осознают, что делают. Многие из них входят в доверие к потерпевшим, почти все предельно осторожны и в основном тщательно скрывают улики, а некоторые даже начинают игру с правоохранительными органами. С каждым разом их следующее убийство становится более изощренным, чем предыдущее. Полное доминирование и различного рода манипуляции с жертвой доставляют серийному убийце незабываемые ощущения, которые плотно оседают в сознании и никогда больше не исчезают из памяти.

Всестороннее и глубокое изучение личности серийных сексуальных убийц необходимо для разработки наиболее эффективных предупредительных мер как со стороны государства, так и со стороны всего общества, в борьбе с особо опасным типом преступника.

Список использованной литературы:
1. Приговор Ростовского областного суда в отношении Чикатило А. от 14.10.1992г.
2. Бухановский А.О., Бухановская О.А. «Психические расстройства у серийных сексуальных преступников» /Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003г./
3. Дерягин Г.Б. «Криминальная сексология» /М: Изд-во «Щит-М», 2008г./
4. Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В. «Агрессия и психическое здоровье» /СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс, 2002г./
5. Образцов В.А., Богомолова Н.Н. «Криминалистическая психология» /Изд-во: «Юнити Дана», 2002г./
6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук «Психические расстройства у лиц с серийными, агрессивными, сексуальными, опасными действиями (клиника, динамика, систематика)». Бухановская О.А. 2003 г.
7. Приговор Ростовского областного суда в отношении Цюмана Ю. от 11.02.1994г.
8. Приговор Московского областного суда в отношении Головкина С. от 19.10.1994г.
9. Акт стационарной комплексной судебной психолого-сексолого-психиатрической экспертизы № 631 на Головкина С.А. от 18.07.1993 года.
10. Материалы интернет-сайта: http://www.serial-killers.ru/karts/golovkin.htm
11. Ревяко Т.И., Трус Н.В. «Убийцы и маньяки. Сексуальные маньяки, серийные преступления» /Изд-во: Мн: «Литература», 1996г./
12. Дж. Дуглас, М. Олшейкер «Охотники за умами. ФБР против серийных убийц», 1995г.
13. Материалы интернет-сайта: http://centerphoenix.ru/.
14. Ткаченко А.А., Введенский Г.Е. «Аномальное сексуальное поведение» /Изд-во: СПб «Юридический центр Пресс», 2003г./

Автор — Елена
Приговоры
Объявление
Ищем свидетелей, очевидцев или тех кто знает что-либо о событиях, имевших место в Ульяновске в 1987-1988 годах. Были убиты 2 девочки: Ольга Сазонова (Созонова) и Ольга Иванова. Убийства не были раскрыты, во всём городе началась паника.

Информации по этим делам очень мало, в рунете всего 2 статьи, причём с полярными точками зрения на произошедшее. Это одни из самых известных и страшных преступлений Ульяновска. Если у вас есть информация, вы что-то помните о тех событиях, вы были участником следствия или родственником жертв, следователей, то, пожалуйста, напишите на e-mail info@serial-killers.ru.

Цель сбора информации - более широкий обзор забытой темы, возможна съёмка документального фильма и написание новых статей.
Это интересно!
ssh account
v2ray
sms receive
sms receive
sms receive
slot gacor
https://maspasha.com/
slot gacor
https://punchermedia.site/
https://bkpsdm.tanahlautkab.go.id/galaxy/
max88
https://143.198.234.52/
sonic77
https://159.223.193.153/
http://152.42.220.57/