- Психоз. Psycho (1960)
Девушка, не совсем довольная романом с женатым мужчиной, уделяющим ей внимание только наездами, похищает крупную сумму денег и уезжает из города. Она останавливается на ночь в мотеле. Молодой человек, работающий там, убивает ее и вместе с машиной спускает в близлежащее болото.
Но не деньги были причиной ограбления — во всем виновата его мамочка. Она не хочет, чтобы сыночек связывался с женщинами. Есть правда одно "но". Мамочка существует только в воображении этого психически ненормального маменькина сынка. (М. Иванов)
Дополнительная информация:Гас Ван Сэнт снял римейк в 1998 году, посвятив его памяти великого режиссера.
Возможно, ни один другой фильм так резко не изменил понятие Голливуда о фильмах ужасов, как это сделал "Психоз". В наши дни, когда любой психологический триллер о придурке с ножиком в руке с легкостью обзывается "хичкоковским", можно забыть какой значительной переменой это было для самого Хичкока. Хотя голливудские фильмы Хичкока и были известны историями об убийствах, интригах, заговорах и приключениях, в основном они отличались высокой стоимостью постановки, большими "звездами", живописным окружением и очень часто Technicolor-ом.
По сравнению с такими картинами, как, например, "На север через северо-запад", "Психоз" был намеренно дешевым как по теме, так и внешне, но он совсем не такой, как многочисленные поздние фильмы, пытавшиеся его имитировать. В нем есть тонкое чувство черного юмора, которое становится заметней при повторных просмотрах, и без всякого сомнения — это работа мастера. Сам Хичкок подошел к фильму почти как к техническому розыгрышу: он хотел узнать, как среагирует публика, если звезду убить еще в первой катушке.
Фильм, как пример из учебника, демонстрирует, как нужно манипулировать зрителями. Хичкок показывает это, перемещая внимание зрителя с одного персонажа на другой с ловкостью фокусника.
Идею ему подал случай
Эда Гейна, психически больного убийцы-людоеда из Висконсина (по его истории был также снят ужастик "
Техасская резня бензопилой"), и значение фильма для жанра ужасов переоценить невозможно. Влияние на жанр обусловлено не только персонажем Нормана Бэйтса (который после этого переживал реинкарнацию в разных формах и в разных фильмах), но и тем, что Хичкок использовал психологические темы (возможная причина безумия кроется в извращенной семейной или сексуальной истории, а не в воздействии какой-либо внешней сверхъестественной силы); знаменитым струнным музыкальным сопровождением Бернарда Херрманна (его инновационные, бъющие по нервам "крики" скрипок, которым часто подражали позже); и новыми уровнями насилия на экране. Одним интересным отличием между "Психозом" и фильмами ужасов наших дней является возраст персонажей. В классическом фильме Хичкока в кадре не увидишь ни одного подростка — это говорит о последующей эволюции жанра и значительном "омоложении" зрительской аудитории. Сейчас фильмы ужасов смотрят дети, а часто и снимаются в расчете на детей. (М. Иванов)
Награды и премии:1961 — Оскар
Номинирован в категориях:
* Лучший режиссер — Альфред Хичкок
* Лучшая актриса второго плана — Джанет Ли
* Лучшая операторская работа (черно-белая) — Джон Л. Расселл
Режиссёр: Альфред Хичкок
В ролях: Джанет Ли, Вера Майлз, Мартин Бэлсом, Джон МакИнтайр, Саймон Оуклэнд, Лерин Таттл, Патриция Хичкок, Джон Андерсон, Морт Миллз, Джордж Элдредж, Вирджиния Грегг, Альфред Хичкок, Тед Найт, Жанетт Нолан