Angst (1983) -Экранизация криминального пути Вернера Книзека

Кинофильмы и литература о маньяках

Angst (1983) -Экранизация криминального пути Вернера Книзека

Сообщение ninja » 03 янв 2011, 00:32

Изображение

В основе Angst, лежит история массового убийцы Вернера Книзека (Werner Kniesek) и эту картину не без причин сравнивают с Henry: Portrait of a Serial Killer (1986).

Дополнительные скриншоты и полный текст рецензии здесь: http://weird-movies.ru/site/2009/10/17/ ... #more-1115
Трейлер: http://www.dailymotion.com/user/gore_al ... shortfilms

===

Изображение

Directed by Gerald Kargl
Starring: Erwin Leder, Rudolf Gotz, Silvia Rabenreither, Edith Rosset
Format: EpiX (2007)(DVD)
Tagline: «I just love it when women shiver in deadly fear because of me. It is like an addiction, which will never stop.»

Тема убийц маньяков никогда не оставляла людей равнодушными. Они преступают не только законы уголовного кодекса, но и правила преступного мира. Ученые социологи изучают их, врачи психиатры мечтают найти вакцину против этого недуга, а правоохранительные органы пытаются вычислить злодеев как можно быстрее. Число интересующихся этим феноменом велико и среди тех, кому по роду своей профессиональной деятельности не приходится иметь дело с маньяками. Люди с нездоровым интересом читают публикации в прессе и следят за новостями на телевидении, однако некоторым мало и этого. Так жил себе на свете австриец Джеральд Каргль (Gerald Kargl), который с детства восторгался рассказами о маньяках и с одинаковым интересом слушал как выдумки, так и реальные истории. Впрочем, недостатка в настоящих серийниках центральная Европа не испытывала, только на территории Германии их было чересчур много:

1. Фриц Харман (Fritz Haarmann) так же известен под псевдонимом «Мясник из Ганновера». За 6 лет убил 24 подростка.
2. Питер Кюртен (Peter Kurten) или Вампир из Дюссельдорфа. Обладатель чудовищного рекорда: 79 нападений, 9 убийств и 7 покушений. Был обезглавлен.
3. Карл Дэнке (Karl Denke) – людоед. Повесился в камере предварительно задержания. Точное число жертв не установлено. Полиция подозревала, что им убито и съедено около 40 человек.

И это лишь малая часть немецких злодеев, а вот в соседней Австрии всегда было поспокойнее. Число серийных преступлений совершенных на территории этой страны было стабильно невысоким, по этому большинство историй о жутких дядьках бродивших по ночным австрийским улицам было вымыслом. Эти страшилки придумывали подростки, что бы напугать своих сверстников, а иногда, в профилактических целях, фантазировали уже родители, дабы их детки не шлялись где попало. Порой, конечно, и в ком-нибудь из жителей этой страны перерождался сатана и в 1980 году, дьявол показал себя в очередной раз. Произошедшие события потрясли сначала жителей Санкт-Пёльтена (Sankt Polten), а потом и всей страны. Дважды осужденный Вернер Книзек (Werner Kniesek) выпущенный на три дня администрацией тюрьмы за хорошее поведение, убил целую семью. Эта история поразила Кагла и он поставил перед собой цель разобраться в произошедшем настолько глубоко, насколько это представлялось возможным. Для того, что бы люди не забывали об этой чудовищной истории, он решил увековечить ее на 35мм кинопленке. А еще, этот фильм должен был стать своеобразным упреком правоохранительным органам, которые в большей степени ответственны за гибель семьи. Для того, что бы это послание не осталось незамеченным, он решил не только восстановить произошедшие события, но и разобраться в психологии преступника, продемонстрировав людям всю опасность таких людей. При этом Каргль прекрасно понимал, что за 90 минут невозможно пересказать всю биографию преступника, по этому просеял ее через своеобразное сито, выбрав наиболее важные и шокирующие события, включая тройное убийство.
Несмотря на то, что дело получило огромный общественный резонанс, в биографии монстра оставалась масса темных пятен. Полиции удалось до мельчайших подробностей восстановить картину чудовищных злодеяний Книзека, и все это было представлено в суде, а вот громадная работа психиатров осталась «за кадром». Суд и людей интересовал лишь их вердикт, а вот Каргла интересовало все и особенно процесс превращения человека в монстра. В 90-ых, следователь Исса Кастоев, занимавшийся поиском Андрея Чикатилло, обратился за помощью к осужденному убийце детей Анатолию Сливко. Он надеялся, что откровения маньяка помогут ему поймать другого серийного убийцу. Похожую стратегию выбрал Каргль. Он проштудировал биографии известных маньяков и попытался найти в них ответы на многочисленные вопросы.

Огромный вклад в создание фильма внес поляк Збигнев Рыбчинский (Zbigniew Rybczynski). Он принимал участие в написании сценария, выступил в роли оператора-постановщика и занимался монтажом картины. Слух о том, что Джеральд Каргль это всего лишь псевдоним Збигнева жив и по сей день. На Родине поляку пророчили большое будущее. Еще до съемок Angst, он был удостоен нескольких наград и не собирался на этом останавливаться. Молва говорила, что Рыбчинский боялся признаваться в авторстве этого шокера, потому что это могло плохо отразиться на его карьере. Но вся эта история с псевдонимом далека от реальности, и развеять этот миф помог немец Йорг Буттгерайт (Jorg Buttgereit). Идолу некрофилии удалось отыскать Каргла и в СМИ появилось несколько интервью с создателем Angst.

Сценарий фильма был написан Карглом при участии Рыбчинского, но выделить труд поляка и оценить результат его работы в этой области не представляется возможным. А вот операторской работой Збигнева не будет восхищен разве что слепой. По словам режиссера, для съемок Angst, Рыбчинский применял дорогостоящие технологии и различные нетривиальные методы управления камерой. На все это ушла солидная порция бюджета, но результат того стоил! Например, во время лесных съемок, камеру перемещали при помощи дюжины веревок, которые позволяли совершать широкий круг манипуляций, превращая электронное устройство в своеобразную марионетку. Процесс управления камерой при помощи этой хитрой системы, был довольно сложным и муторным.
Большая часть съемок производится при помощи ручной камеры, число статичных моментов минимально. Оператор всюду сопровождает маньяка, находясь, как правило, на расстоянии вытянутой руки. Кружась вокруг да около, он снимает злодея со всех ракурсов, отдавая предпочтение крупным планам. Панорама слежения позволяет зрителю прочувствовать всю опасность, исходящую от маньяка и рассмотреть его преступления в мельчайших деталях. Подобным способом создается уникальный эффект присутствия. Оператор будто чувствует внутреннее состояние убийцы и когда тот находится в невозбужденном состоянии (что большая редкость), передвижения камеры медленны и частота смены положения невысока. Как только преступник начинает заводиться или трусить, сходит с ума и камера.
Однако зритель не всегда выступает сторонним наблюдателем. Периодически камера снимает происходящее от третьего лица, занимая положение жертвы, смотрящей прямо в глаза убийцы, окончательно вошедшего в раж. Авторы хотели, что бы зритель хоть на короткое время, но все же оказался в шкуре человека подвергшегося нападению.
Небольшое уточнение. Рыбчинский не использует модный нынче псевдо-документальный метод съемки, при котором ручная камера содрогается от любого шороха или дуновения. Камера невероятно подвижна, но не дергается в «экстазе», а движется по четким траекториям. Вероятность того, что зритель будет испытывать дискомфорт от панорамной съемки, ничтожно мала. Большинство зрителей специально или случайно посмотревших фильм высоко оценили работу оператора. Редкое нарекание вызвал лишь недостаток освещения во время одного из убийств. Люди хотели увидеть кровавую смерть молодой девушки в максимальных подробностях. Маньяк настигнет Синтию в темном гараже, и будет увлеченно кромсать ее тело в полумраке. Каргль считал, что нет необходимости демонстрировать самые ужасающие подробности убийств, достаточно дать пищу воображению, а уж оно постарается лучше армии гримеров и гуру в области специальных эффектов. Так что свои претензии, любители кино-насилия и некрофилии, могут предъявлять не оператору-постановщику, а режиссеру.

На пару с оператором, злодея весь фильм сопровождает внутренний голос. Диалоги практически отсутствуют – убийца не вступает в контакт с окружающими или своими жертвами. Именно внутренний голос доверительно поведает зрителю о тяжелой жизни своего обладателя, периодически отвлекаясь на сиюминутно возникающие впечатления и эмоции. Так впервые увидев женщину таксиста, маньяк вспоминает недобрым словом свою первую любовницу («Настоящая шлюха»), на которую она похожа. Негативные воспоминания перерастают в ненависть и желание убить девушку. Часто мысли в голове злодея никак не связанны с происходящим на экране и на пару с музыкой являются мрачным фоном. При этом, как бы действие на экране не накалялось, внутренний голос остается холодным, безразличным и монотонным.

Убивая, изувер часто вспоминает события из далекого детства, внесшие лепту в процесс деградации. При помощи этой информации, режиссер хотел заострить внимание родителей на воспитании своих детей, что бы их чадо впоследствии не стало монстром. Историю болезни главного героя нельзя назвать оригинальной, ее элементы уже множество раз мелькали в других фильмах и неоднократно звучали из уст серийных убийц. Каргль отчасти использовал откровения вышеупомянутого Питера Кюртена. Подобное детство и схожие проблемы в семье были у одного из самых жестоких отечественный маньяков – Сергея Головкина по кличке «Фишер». Как и австрийский убийца, он родился и жил в семье «строгих правил», регулярно подвергался издевательствам со стороны родителей, ближайших родственников и испытывал трудности в общении с женским полом. Но если Головкина это подтолкнуло к гомосексуализму, то его европейский коллега возненавидел весь женский род. Свою агрессию будущие убийцы, вымещали на животных. Была у этих персонажей еще одна очень схожая страсть – «вселять страх». Фишер любил перед смертью пугать мальчишек, гордо демонстрируя им останки предыдущих жертв, а Книзек, перед каждым убийством показывал жертвам трупы членов их семьи. Подобные задумки были и у героя Angst, но опьяненный кровью злодей утратил рассудок и напрочь позабыл обо всех своих планах. Впоследствии, он (как и Вернер Книзек) погрузит мертвецов в багажник машины, что бы использовать их тела для устрашения будущих жертв.

Как Вы уже поняли, главным героев фильма является преступник, в честь которого и назван этот фильм. Его роль исполнил тогда еще начинающий, но, безусловно, талантливый Эрвин Ледер (Erwin Leder). На момент съемок Angst, этот австрийский актер уже успел сняться в культовом военном фильме Das Boot (1981) и искал новую работу. Когда Каргль предложил Ледеру роль маньяка убийцы, тот не раздумывая, согласился. Эрвин стремился развивать свое актерское мастерство и был готов на любые эксперименты. Возможность столь необычного перевоплощения, заинтересовала Ледера, ко всему прочему, актер был знаком с душевнобольными не понаслышке. Глядя на его героя, может сложиться впечатление, что молодой человек проходил курс лечения в психушке, но это не так. На самом деле его отец занимал высокий пост в одном из психиатрических институтов.
Внешне кино-маньяк выглядит подозрительно, но не так вызывающе как многие выдуманные персонажи, например Джон Лакер из Lucker (1986). Герой Angst обладает не только отталкивающей внешностью (страшные зубы, огромные ледяные глаза навыкате, острые черты лица, худоба), но и звериным чутьем. Садист ощущает внимание окружающих, ему кажется, что люди способны читать его мысли. Конечно, это полный бред, но преступник давно утратил связь с реальностью и по этому искренне верил, что порок написан у него на лбу огромными буквами. Именно благодаря своему подозрительному поведению и примечательному внешнему виду маньяк (как и его прототип) и был пойман.

[CUT]

Главный герой, пробудет на свободе чуть больше суток. За это время в его поле зрения попадет не так много людей, и лишь трое познакомятся с ним близко. Я имею в виду членов убитой им семьи. Пожалуй, это все главные действующие лица фильма. Удивительно, что все основные герои получились великолепно. Правда, в дальнейшем только Эрвин Лэдер продолжил карьеру. Задумав снять фильм о маньяке, Джеральд Каргль поставил перед собой цель не только разобраться во внутреннем мире своего главного героя, но и показать зрителям всю чудовищность его преступлений. Если первоочередная задача была выполнена Каргльом с успехом, то поразить зрителя уровнем жестокости в 80-е было уже не так просто. Жуткого убийцы и натуралистичных смертей было недостаточно. Не менее важную роль играют жертвы. Зритель должен сопереживать и жалеть погибающих людей. «Зацепить зрителя» особенно сложно, если человек умирает, успев появиться на экране, пять минут назад. Так уж получилось, что злодей не признает длительных прелюдий и это одна их ключевых характеристик «дезорганизованных асоциальных преступников». Желание убивать, посещает их внезапно и они не нуждаются в общении с потенциальными жертвами. Обычно, когда от встречи с маньяком до смерти проходит короткий промежуток времени, зритель может только догадываться, какого прекрасного человека вот-вот будут убивать. Тем не менее, в Angst столь короткое знакомство не мешает сожалеть смерти героев.

Как только убийца пробирается в дом, не только ему, но и зрителю становится интересно, кто может оказаться жертвой садиста. Судя по большому дому и хорошей обстановке, напрашивается вывод – скорее всего это зажиточная семья, члены которой представляются зажравшимися снобами. Далеко не лучший образ для сочувствия. Вскоре крадущийся маньяк натыкается на первого «богатея», им оказывается умственно отсталый инвалид – мужчина средних лет с детскими глазами и добродушным лицом. Одного взгляда достаточно, что бы понять – опасности он не представляет, даже нервный и возбужденный преступник это понимает. Вскоре центральные ворота откроются, и во двор медленно въедет Мерседес. За всем этим внимательно наблюдает преступник. Напрягшись, он ждет хозяев коттеджа, которые вот-вот должны выйти из машины. Окажется, что домой приехали молодая девушка и пожилая женщина. Маньяку невероятно повезло, ведь никто из этой семьи не сможет оказать сопротивления. Эти люди обречены.

Одно дело смотреть, как маньяк распиливает бензопилой туповатых подростков совокупляющихся природе или курящих марихуану, и совсем другое дело наблюдать за тем как убивают пожилую женщину. Если убийства представительниц слабого пола уже давно и успешно практикуются в жанровом кино, то старики и дети все еще остаются табу, нарушать которое, даже во имя искусства берутся немногие. Это неписанное правило Каргль проигнорировал, хотя прототип его героя, Вернер Книзек всего один раз покушался на жизнь пожилой женщины, а самой старшей из убитых им жертв, было 55 лет. Не детский возраст конечно, но и до старческого маразма еще далековато. Кино-маньяк не может похвастаться физической силой, по этому его жертвами становятся лишь более слабые люди – инвалид, немощная женщина в годах и слабо видящая молодая девушка. Этот, довольно подлый выбор жертв, усиливает чувства отторжения к преступнику и вызывает сочувствие к обреченным людям. Как окажется впоследствии, пожилая женщина больна и принимает лекарство, так что ей и без маньяка оставалось жить недолго. Говорят ведь «грешно смеяться над больными людьми», думаю, что про смерть не стоит даже говорить. Завидев маньяка, женщина сначала остолбенела от ужаса, но все же пришла в себя и оказала сопротивление, она царапалась, бодалась и брыкалась до самой смерти. Эта борьба за жизнь выглядит так натуралистично, что не может оставить зрителя равнодушным. Умственно отсталый инвалид даже не сопротивлялся человеку еще несколько минут назад, лишившего его матери. Он до самой смерти думал, что домой вернулся его пропавший отец. Утратив связь с реальностью, он даже во время убийства не понимал что происходит. Его взгляд оставался пространственным и пустым. Дольше всех прожила молодая Сильвия, душегуб оставил ее «на десерт». Два из троих убийств совершенно бескровны, но реалистичны до безумия. Крики и агония жертв, ужас в их глазах (только бедняга инвалид не понял что происходит), обреченные попытки сопротивляться и, конечно экстаз маньяка. На суде Вернер Книзек сказал, что страх в глазах жертв возбуждали его как ничто другое, он хотел, что бы люди умирали не от удушения или ножа, а от страха. По этому живодер демонстрировал своим жертвам перед смертью трупы их родных. В фильме преступник задумал похожий план, но так увлекся процессом убийства, что опустил этот метод запугивания. Но даже без этого, зритель может увидеть ужас в глазах двух его жертв. Он убивал не наркоманов или проституток, а законопослушных людей, которые испытывали сложности со здоровьем и не могли оказать ему сопротивления. Их поведение в критической ситуации кажется естественным, хотя трудно представить, как бы люди повели себя, столкнувшись со смертельной опасностью. А Рудольфу Гётзу (Rudolf Gotz), актеру, исполнявшему роль сына, прекрасно удалось перевоплощение в умственно-отсталого паралитика. Любой нормальный человек будет не только сочувствовать и, сопереживать жертвам, но и бояться, чтобы подобное не случилось с близкими ему людьми.

Потрясающая игра актеров, удивительная операторская работа и реалистичная атмосфера – основные плюсы фильма. Так же в этот список достоинств нужно включить музыкальное сопровождение картины. Саундтрек авторства музыканта Клауса Шульце (Klaus Schulze) удивительно сочетается с происходящим на экране. Работа пионера электронной музыки напомнила мне творчество известной итальянской группы Goblin и саундтрек культового слешера Halloween (1978). Пластинка с музыкой вышла в 1984 году, а в 2005 была выпущена расширенная версия. Так что сейчас без особых сложностей можно найти саундтрек, как в электронном виде, так и в виде CD-диска, который издавался даже в России.

Довольно слов было сказано о достоинствах этого фильма и теперь хотелось бы написать об одном из минусов. Уже с первых секунд Каргль начинает выстраивать атмосферу, успешно используя все вышеперечисленные козыри. В течение первого получаса режиссер иногда разбавляет напряженные моменты, таким образом, давая зрителю возможность «отдышаться». А вот с момента проникновения убийцы в особняк, «тучи начнут сгущаться» и в течение последующих 20 минут, и жертвы и зритель могут даже не рассчитывать на какие-либо послабления. Брутальное убийство Сильвии накалит обстановку до предела, но затем произойдет резкий спад напряжения. За последующими событиями зритель будет наблюдать уже с интересом, а не с ужасом, очень уж необычно будет вести себя убийца. Атмосфера так и не достигнет той высоты, которую уже однажды удалось набрать режиссеру. Жаль, ведь очень редкий фильм может похвастаться такой сильной атмосферой и раз уж авторы способны так накалить обстановку, хочется находиться в напряжении как можно дольше. Это единственный минус, который мне удалось обнаружить в картине. Качество остальных составляющих, находится на поистине фантастическом уровне.

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Оценка: 5
FILTHY. DECOMPOSING. ASS-KICKER.
Аватара пользователя
ninja

 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 00:59
Откуда: Moscow
Репутация: 0
Повысить репутациюПонизить репутацию


Вернуться в Кино и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей